История создания автоматического хронографа

Полвека назад консорциум марок Heuer-Leonidas, Breitling, Buren-Hamilton и Dubois Dépraz соревновались с одиночками Zenith и Seiko в создании и запуске производства первого механизма автоматического хронографа в мире. Разумеется, все разработки держались в строгой секретности, но консорциум был вполне уверен в своем успехе. Однако, читая утреннюю газету 10 января 1969 года, Джек Хойер, генеральный директор часовой компании Heuer, чуть не уронил чашку кофе от обрушившейся на него новости. Короткая статья сообщала о том, что его соперник – бренд Zenith – изобрел первый в мире автоматический хронограф и уже демонстрирует работающие прототипы калибра El Primero. Но как это возможно? Консорциум усиленно работал над этой задачей уже 3 года и запланировал выпуск калибра 11 на третье марта. Как Zenith мог справиться быстрее?
Эта история хорошо отражает дух эпохи экономического взлета, ускоренного развития автомобильной отрасли, первого полета на Луну и движения хиппи. Мир менялся в мгновение ока, как в вопросах технического прогресса, так и глубинных установок общества, все соревновались со всеми: от брендов до стран. Швейцарская часовая индустрия, культивирующая вековые традиции, пыталась идти в ногу со временем – производители знали, что это единственный шанс выжить в эпоху конкуренции. В целом, можно сказать, что в это время надвигающийся кварцевый кризис, который едва не уничтожил всю индустрию механических часов десять лет спустя, уже начал надвигаться и отбрасывать тень на швейцарские марки. Создание современного автоматического хронографа стало главной целью крупнейших мануфактур.
Сейчас автоматические хронографы доступны у множества брендов, но тогда это был серьезный вызов, ведь ранее никому не удавалось уместить одновременно систему автоматического подзавода и популярную функцию хронографа в небольшой корпус наручных часов. Первой компанией, начавшей работу над созданием автоматического хронографа, стала Zenith в 1962 году. Бренд планировал выпустить свое изобретение в 1965 году к своему столетнему юбилею, однако такая амбициозная дата оказалась невозможной: для завершения проекта потребовалось еще четыре года.
Конкурентами Zenith был Project 99 – под этим кодовым именем скрывалось объединение важнейших специалистов в измерении времени из компаний Breitling, Heuer-Leonidas и Hamilton-Buren. Созданию этого проекта предшествовал запрос от выдающегося специалиста своего времени в области дизайна механизмов Жеральда Дюбуа, руководителя технического отдела Dépraz & Cie. Ранее он сам работал над созданием автоматического хронографа, но реализация проекта требовала больших вложений, чем его компания могла себе позволить. Работа началась в 1966 году и стала началом уникального сотрудничества между брендами конкурентов и поставщиками. Результатом его стал калибр 11, появившийся спустя три года, Breitling назвал этот калибр Chrono-Matic, на своих циферблатах Heuer использовали его же, но в чуть другом написании – Chronomatic.

Японский конкурент и главная угроза швейцарским брендам тоже не спал – Seiko начали разработку собственного автоматического хронографа в середине 1960-х. Секретный проект этого бренда носил кодовое название 6139. Год спустя он представил на Олимпийских играх в Токио свой первый наручный хронограф, правда, все еще с ручным заводом. В то же время Seiko начали разработку и другой технологии – кварцевых часов, но это уже другая история.
Каждый из трех соперников использовал свой подход к достижению цели. Zenith сделал ставку на число 36 000 – как уже догадались фанаты часовой индустрии, это относится к частоте полуколебаний в час баланса калибра El Primero, достигшего невозможной раньше отметки 10 колебаний в секунду. Подобная частота позволяет хронографу El Primero измерять время с точностью до 1/10 секунды. Несмотря на подобную частоту запас хода механизма составил 50 часов, более того, его сумели уместить в пространство размером 6,5 на 29,33 миллиметров. К тому же часы получились и эстетически приятными и по сей день сохраняют популярность у ценителей швейцарских аксессуаров.
Project 99 использовали другой подход – они сделали ставку на модуль, подобно тому, как встраивались усложнения в ранние карманные часы. Модуль хронографа прикреплялся к калибру 11. Ради того, чтобы расчистить для него место, команда отказалась от центрального ротора, расположенного над механизмом, и вместо этого выбрала периферический ротор. Одним из последствий этого решения было расположение заводной головки с левой стороны корпуса, что затем отразилось в рекламном слогане «Хронограф, который не нужно заводить».
Бренд Seiko избрал третий путь и положился на интегрированную конструкцию с колонным колесом, центральным ротором и вертикальным соединением, а также на «волшебный рычаг» – элемент, который бренд использовал для повышения эффективности заводного механизма с 1959 года – рычаг собирал всю энергию колеблющегося груза, независимо от того, в какую сторону он вращался.
После утренних новостей 10 января 1969 года консорциум собрал срочное совещание, на котором компании все же решили не сдвигать свою запланированную премьеру. Представленный 3 марта 1969 года механизм вызвал бурную позитивную реакцию прессы, несмотря на то что был представлен на два месяца позже разработки конкурента. Каждый бренд из объединения встроил калибр 11 в свою самую популярную модель: Breitling – в Navimeter и Chronomat; Heuer – в Carrera, Autavia и Monaco; Hamilton встроил калибр в модель Hamilton Chrono-Matic с легендарным панда-циферблатом.
Бренд Seiko никуда не торопился и представил свой механизм в мае 1969 года. Изначально он не вступил в активное соревнование с другими брендами, предпочитая для начала внедрить новую разработку на своем домашнем рынке, однако уже через несколько лет практически полностью завладел рынком США, подвинув швейцарские компании.
Удивительным остается, что в один и тот же год, работающие по разным концептам и в строжайшей секретности друг от друга бренды сумели создать важнейшие часы столетия. Хотя для времени невероятного темпа развития техники, каким была вторая половина прошлого века, такие совпадения были не такой уж и редкостью. С точки зрения часового искусства, El Primero был абсолютным «номером один» еще примерно полвека, задавая стандарты не только в техническом аспекте, но и в вопросах стиля – в этой гонке Zenith победил.
Если вы хотите купить часы Zenith или Breitling новых или раритетных моделей по выгодной цене, обратите внимание на ассортимент нашего магазина. Мы предлагаем купить швейцарские часы по цене ниже рыночной и предоставляем документальные подтверждения подлинности и состояния каждой модели в наличии. Позвольте себе точный и статусный аксессуар уже сегодня